Цветомузыка ФАСАДОВ
«Ночной Париж», «Ночная Барселона», «Ночной Лондон» — по сути,
это отдельные туристические бренды и повод для восхищения. Красиво
подсвеченные фасады зданий и памятники, которыми любуются приезжие
и жители городов в темное время суток, — результат труда светотехников
и специалистов по архитектурно-художественному освещению. Запрос
на подобного рода работы все чаще возникает и в России.
Андрей ЛАПШИН — один из немногих в стране, кто не дает историческим
и современным объектам «раствориться» в ночи. Возглавляемая
им группа компаний «СИЯР», хотя и базируется в Центральном
регионе, работает по всей России и даже за рубежом. Специалист
по архитектурно-художественному освещению рассказал, как подсвечивать
красоту и формировать незабываемый образ того или иного строения.
— Андрей Викторович, то, что называется «архитектурно-художественным освещением» или аббревиатурой АХО, — это искусство
или техническая дисциплина?
— Скорее и то и другое одновременно. С одной стороны, это обособленное направление в световом дизайне, с другой — сложная инженерная задача. Сегодня можно встретить немало уникальных, изысканных сооружений, которые прекрасны в дневное время,
но с наступлением темноты они словно исчезают из городского пространства. «Вернуть» их — как раз задача светодизайнеров.
Поэтому не случайно тон в нашей работе задают они. Но без инженеров-светотехников им никогда не разработать правильное размещение осветительных приборов, не выбрать узлы крепления и так далее. Не менее важно и мнение архитекторов, у которых
свое понимание объекта и видение перспективы. Так что лишь их коллегиальное участие еще на стадии создания любого светопроекта позволяет получить оптимальную систему АХО для объектов различного назначения.
— Как создается световой образ?
— При работе с любым объектом возможно два принципиальных подхода — создавать подобие образу дневному и, наоборот, пытаться сформировать нечто новое — «ночное». И здесь главный вопрос, который приходится решать проектировщикам, — выбор
правильного и обоснованного источника света. Каждый из представленных сейчас на рынке по-своему обеспечивает световые потоки, цветопередачу, яркость и интенсивность света. Источники света обладают еще и разной экономичностью, что в нынешних
непростых условиях тоже немаловажно. Именно поэтому к выбору сейчас нужно подходить особенно тщательно, рассматривая различные аспекты смешения световых гамм. Ведь порой достаточно просто подсветить фасад здания, и он начнет притягивать взоры людей как магнит.
В каком-то смысле АХО можно рассматривать как инструмент маркетинга. Разнообразная и интересная подсветка привлекает
повышенное внимание, например, к коммерческому зданию — торговым или развлекательным центрам. Но здесь главное — не перестараться. Если подсветить строение неправильно, хаотично, это сделает его «неприятно пятнистым». Если не учесть цвет фасада, то при смешении с искусственным освещением здание может «окраситься» в неблагородный коричневый цвет. Кустарно подобранное освещение может буквально «развалить» объект на мелкие, непонятные фрагменты. Или давать двусмысленную светотень.
Не менее важно подходить к декоративному освещению и с позиции эстетики. Это особенно актуально в тех местах, где историческая застройка доминирует на фоне коммерческой недвижимости. Нелепо подсвеченный бизнес-центр или чересчур яркая световая реклама могут «убить» стоящий по соседству памятник архитектуры. Наконец, АХО необходимо проектировать и использовать так, чтобы «не слепить» водителей. Об этом почему-то вообще мало кто задумывается.
На мой взгляд, отсутствие в стране каких-то единых норм и правил АХО сейчас очень сильно мешает правильному развитию нашей световой культуры. Ведь смогли же в Санкт-Петербурге — на своем уровне — утвердить городскую программу развития
системы наружного освещения «Светлый город». И результат налицо. Кстати, это еще и хороший пример того, как местные власти, работая над ночным обликом города, думали не только о привлечении туристов, но и о безопасности жителей. Ведь чувство защищенности на хорошо освещенной улице гораздо больше.
— Какие виды АХО существуют?
— Ночью добиться различных визуальных эффектов позволяют основные способы подсветки, которые можно при желании и сочетать между собой. Локальная подсветка помогает выделить отдельные элементы фасада — оконные проемы, балконы, своды,
карнизы. Это наименее энергозатратный способ, который к тому же считается наиболее универсальным. Контурное освещение здания с помощью светодиодных линеек и трубок — относительно новый современный способ. Заливающая подсветка используется для освещения отдельно стоящих сооружений, церквей, памятников, при этом сохраняется целостность восприятия объекта.
Фоновое освещение применяется для подсветки дворцов и театров с колоннами; создается светящийся задний план с вырисованным темным силуэтом. Существует также динамическая подсветка, позволяющая изменять оттенки и яркость падающего света в течение определенного промежутка времени. Благодаря прожекторам, точечным светильникам, светодиодным линейкам и другому оборудованию создается «цветомузыка» фасадов зданий.
— Какие объекты уже есть в портфолио вашей компании?
— Нашими первыми «подсвеченными» объектами стали здания в родной Туле (здесь ГК «СИЯР» представлена компанией
«СветоДизайнПроект»). В портфолио наших работ входят практически все административные здания, торговые центры и автосалоны города, а также ряд известнейших объектов культурного наследия: Успенский женский монастырь, памятник-колонна
Дмитрию Донскому на Куликовом поле, Успенский собор и колокольня Тульского кремля, дворец‑музей графа Бобринского в Богородицке… Совсем недавно мы закончили подсветку от реставрированного в прошлом году Тульского государственного цирка. Все работы выполняли с использованием современных энергосберегающих осветительных приборов. Сейчас это в основном светодиодное оборудование российского производства. Своеобразное «импортозамещение света» не остается не замеченным заказчиками, поскольку отечественная светопродукция по сравнению с европейской в два–три раза дешевле, но при этом не менее качественная. Не стоят на месте и технологии: подсветка стала управляемой. Теперь мы можем «красить» фасады в различные цветовые гаммы. Или даже создавать единую концепцию подсвеченных уже целиком улиц или площадей. Скажем, к 12 июня «выкрасить» центр города в цвета российского флага, а на Новый год — в снежные тона.
Пожалуй, самым знаковым для компании является проект АХО, выполненный нами по заданию Министерства культуры РФ для Тульского государственного музея оружия. Этот самый большой музей подобного рода в стране и один из крупнейших
в мире мы с помощью «игры света и цвета» можем преображать хоть ежедневно, преподнося каждый раз в новом, неповторимом световом облике. Подсветкой мы можем управлять и под алгоритм фоновой музыки, под тот или иной военный марш — к примеру,
в День Победы. Сценариев может быть бесконечное множество. Как отмечает руководство музея, за последние годы поток туристов увеличился в несколько раз. Считаю, что в этом определенно есть и наша заслуга.
© 2016 ГК «СИЯР»
Воспроизведение информации в полном объеме или частями в электронном либо в ином виде без письменного разрешения ГК «СИЯР» ЗАПРЕЩЕНО.
|